ВИНОКУРЕНИЕ

В допетровские времена продажа водки называлась «продажи питей на вере». Когда водку производят в царских кабаках.  Кабацкие головы избирались общиной, как подрядчики государства и сдающими годовые доходы, «с прибылью против прежних лет», оставаясь свободными от контроля.  Торговля «на вере» быстро обросла взяточничеством и стала высоко коррумпированной системой,  которая с попытками ее реформирования  просуществовала с XVI века до начала XVIII.

В 1705 году Петр I, в период Северной войны (1700 – 1721), стремясь получить наивысшую прибыль от продажи водки,  вводит откупную систему – это когда деньги выплачиваются заранее.  Отдавая торговлю наиболее энергичным, богатым и жадным, исходя из того, что они – то уж соберут, а если не соберут, но деньги все равно сдадут на ведение войны.   Поняв, что народ более не вынесет водочного беспредела, в 1716 году вводит свободу винокурения, облагая ее пошлиной.

В 1765 году Екатерина II вводит привилегию винокурения для дворянства, освобождая его от всякого налогообложения,  но устанавливая объемы производства в соответствии  от ранга и должности. Все остальные сословия купечество, мещанство, крестьянство  – лишены права на винокурение и вынуждены покупать казенную водку. Развитие двух систем производства приводит к созданию казенных питейных палат, которые обязаны заготавливать определенное количество водки в год.  Они могли заказывать ее на казенных заводах и на стороне.  Постепенно  палаты все чаще и чаще стали искать поставщиков на стороне, среди друзей, знакомых и просто желающих нажиться на заказах.  Постепенно казенные винокурни почти прекратили свою деятельность. Единой системой госконтроля оставался откуп.

В 1819 году, после разорительной войны, инфляции рубля, Александр I ввел строгую государственную монополию на производство и оптовую продажу, а розницу отдал частным лицам.  За исключением Сибири, где из-за удаленности, правительство в полной мере не могло бороться с злоупотреблениями откупщиков.  После восстания декабристов, сделав примирительный шаг по отношению к дворянству, Николай I в 1926 году отменяет монополию.

После отмены крепостного права и зарождением капитализма был сделан выбор по примеру стран Западной Европы, (на которую смотрели как на образец),  в пользу акцизной системы, а не государственной монополии.  Стремление получать максимальную прибыль привело к  резкому снижению качеству водки, фальсификации, появлению новых «народных» марок: Новая, Современная и т.д., снижению цены.   Все это привело к катастрофическому  росту алкоголизма, появлению хронических

алкоголиков, отравлениям.  Для борьбы с последствиями алкоголизма Советом министров в 1881 году было принято решение ввести розничную бутылочную продажу водки на вынос.  Что способствовало уменьшению количеству выпиваемой водки в домашних условиях, но желание натолкнулось на отсутствие массовой стекольной промышленности. Ранее водку продавали на вынос только ведрами или чарками в трактире.

В 1902 году была введена государственная монополия на производство и продажу водки. Основными целями, которой были: изъятие производства и торговли из частных рук, высокое поднятие качественного стандарта.  Новая технология была разработана комиссией под руководством Д.И. Менделеева.

В 1914 году было принято решение о прекращении продажи водки на время войны, а спирт использовать для технических нужд фронта и медицинских целях.

Г.Т. Бадьин, К.П. Платонов и служащие.

В Алтайском округе выпивали 180 тыс. ведер хлебного вина (низкосортный самогон), в основном оно было привозным.   Земля округа принадлежала Кабинету, а горнозаводские уставы  до отмены крепостного права запрещали предпринимательскую деятельность.  В 1867 году Кабинет разрешил провести конкурс на строительство винокуренного завода.  Который выиграли  Г.Т. Бадьин и К.П. Платонов, первый – купец II гильдии, уже имел винные склады и питейные заведения, обладал опытом алкогольного производства, второй - был горным чиновником и имел необходимые связи в столице.  Для получения браги использовался солод и дешевая мука, затем она перегонялась в спирт, из него готовилась водка, приносящая тысячу процентов прибыли.  Компания занималась

благотворительностью, а после смерти отца  ее возглавил  сын Иван Платонов в дальнейшем ставший главой города. К началу  XX века производство достигло 400 тыс. ведер.  С появлением конкурентов (Ворсина, Поскотинова и других), с введением государственной монополии на производство и продажу водки, (спирт по договорам сдавался на казенные винные склады) темпы роста прибыли уменьшились. Это не устраивало, поэтому  предложили другим предпринимателями, заключить картельный договор и резко подняв цены.   Высокая цена на водку вызвала возмущение общества.   Томским губернатором компания была оштрафована на крупную сумму, а с введением сухого закона не имея средств на его оплату - обанкротилась.

Благотворительность можно разделить на две основные мотивации.  Первая самая большая руководствовалось религиозными побуждениями, нормами православной нравственности, ставившими во главу угла христианскую благотворительность и патриотизм.  Вторая, по-видимому, из желания получить социальные льготы и привилегии – чины, звания, ордена, дворянство.   Благотворительность  зачастую была единственной возможностью предпринимателям повысить сословный статус.

Винокуренный завод

В 1923 ЦИК и СНК СССР принял постановление о производстве и продаже спиртных напитков. Над улучшением качества продукции продолжали работать: академик Н.Д. Зелинский, профессора М.Г. Кучеров, А.А. Вериго, А.Н. Шустов, А.Н. Грицианов.  Водки вырабатывались только из зерна: рожь, пшеница, ячмень, овес.

Спирт разбавляли водой, очищали березовым и липовым углем, стали использовать активированный уголь, двойную ректификацию, позже активным углем в псевдо кипящем слое и многое другое.