Пароход «С.М. Киров» Изготовлен в Киеве 1935г, сборка Бобровский Затон. Мощность – 400 л/с, Длина 75 метров. Скорость – 20 км/час, 39 кают, пассажировместимостьи - 587 человек. В 1959 году – дебаркадер. Затоплен в 1983 году, р. Обь, Татарская протока.
Первым рельсовым транспортом в России стала промышленная чугунная дорога на конной тяге, построенная инженером П.К. Фроловым в 1806 – 1809 годах. Дорога от Змеиногорского рудника длиной 1867 метров, пересекала реку Корболиха по мосту в 292 метра и высоте до 11 метров, до одноименного сереброплавильного завода. Рельс имел сферическую головку, по которому катилось колесо, имеющее такую же выемку.
В 1891 году началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали от Урала до Тихого океана. Участок Западно-Сибирской дороги вступил в строй в 1896 году.
В феврале 1912г. Совет Министров постановил строить Алтайскую дорогу Ново-Николаевск (Новосибирск) – Барнаул – Семипалатинск (Семей) с ответвлением на Бийск. Высочайшее утверждение состоялось 3 июля 1912 года.
Строительство вокзала 1 июня 1913 – 1915. Барнаул
Особый интерес к строительству проявили десять крупнейших банков России, им принадлежало 80% акций и 20% французским. Таким образом, строительство оказалось детищем банкового капитала. Но при этом государство оставляло за собой право контроля: за движением капитала, сроками выполнения работ, сроком выкупа дороги в казну. При этом банки получали право; на местные тарифы, на получение 50% всех сбережений при сокращении сроков строительства, освобождение от налоговых выплат. Дорога стала собственностью крупных финансовых и железнодорожных монополий и строилась как частная.
1 июня 1913 года начались работы по строительству Алтайской дороги. Одновременно со стороны Ново-Николаевска, Семипалатинска и Бийска. Материалы, конструкции и паровозы в разборном виде, доставлялись водным путем по Оби и Иртышу. 19 октября 1913 года началось строительство железнодорожного моста через Обь. После испытания 25 сентября 1915 г. мост был сдан в эксплуатацию.
Никогда еще дорога не строилась такими быстрыми темпами, которые основывались на жестокой эксплуатации труда рабочих и специалистов. Тяжелые условия труда и низкая заработная плата приводили к забастовкам. Так 25 февраля 1914г. забастовали 1100 человек, но с помощью арестов недовольство было подавлено.
Узкоколейный паровоз. Осевая формула 0-2-0.(первая цифра-направляющие оси, вторая-спаренные, третья-поддерживающие) Фирмы «Коппель», сборочного завода, Санкт – Петербурга. Мощность 60 л. сил. Фото: Отсыпка железнодорожной насыпи.
21 октября 1915 года в Барнауле состоялся молебен, освятивший открытие Алтайской железной дороги по всем направлениям, на 13 месяцев раньше срока. За первые 72 дня было перевезено 72 тыс. пассажиров и 5.2 млн. пудов груза.
Паровозный парк состоял из паровозов Серии «Ов» и пришедших им на смену более мощным «Ы» и «Ыу» они могли водить поезда весом 700 – 800 тонн.
Паровоз серии «Ов» (Овечка) Осевая формула 0-4-0. Мощность 600 л. сил. Максимальная скорость 50 км/час. Рабочая масса 53.2тонны. Годы постройки 1901 – 1915, 1925 – 1928 .
12 июня 1918 года город Бийск перешел под контроль войск белочехов и Сибирского правительства, а Барнаул 15 июня. Расстрелы, грабеж и карательные акции шли по всему краю. В июле начался сбор налогов и «недоимок» за 1916-18 годы, а объявление «свободной торговли» привело к бешеной спекуляции. Прожиточный уровень в городе осенью достиг 900 рублей в месяц, а средняя заработная плата машиниста составляла 311 рублей. Владеть транспортом – значит иметь возможность вывозить награбленный товар, поэтому наиболее жесткое отношение было к железнодорожникам. На ЗапСибе большинство подвижного состава было в распоряжении белочехов, как боле дисциплинированного формирования.
Фото, Барнаул 1919год: Чешский бронепоезд «Прага», на площади Свободы – русский парни в британской полевой форме с французскими пулеметами «Сент-Этьен», чешский артиллерийский полк с английскими горными пушками
После революции и разорительной гражданской войны пришлось восстанавливать железнодорожные пути, водозаправочные станции и ремонтировать локомотивы с паровозных «кладбищ». Подвижной состав с материальными ценностями был угнан во Владивосток.
Фото: Взорванный мост через Обь в Ново-Николаевске, отремонтированный к 1 Мая сверх плана паровоз 1922г. (Прим: Алтайская дорога вошла в состав Томской). Паровоз Серии «Ы» Осевая формула 0-4-0. Мощность – 1050 л.сил. Максимальная скорость – 60км/час. Рабочая масса – 60 тонн. Заводы: Коломенский, Воткинский. Годы постройки 1910 – 1920.
После окончания ВОВ парк паровозов был изношен до предела, а состояние рельсового хозяйства было катастрофическим. Для сокращения времени ремонта и повышения его качества ремонтные работы разделили по маркам паровозов: Барнаульское депо – серия «Л», Алтайское – серия «ФД». В 1958 году в депо Рубцовска пришли первые тепловозы ТЭ3, в 1960 в Барнаульское депо. В 60 годах поступили электровозы ВЛ60, электропоезда ЭР9п.
Паровоз грузовой серии «ФД» (Феликс Дзержинский) Осевая формула 1-5-1. Максимальная скорость 85км/час. Мощность до 3100 л. сил. Рабочая масса 134.4 тонн. Годы постройки 1931 – 1942.
Паровоз грузовой серии «Л» (в честь конструктора локомотивов Л.С. Лебедянского, до 1947 серия «П» Победа, при этом ранее выпущенным паровозам возвращен литер «Л»). Осевая формула 1-5-0. Максимальная скорость 80км/час. Мощность 2200л.сил. Рабочая масса 103 тонны. Годы постройки 1945 – 1955. «Лв» - самый экономичный паровоз КПД=9.3%
Тепловоз грузовой, с электрической передачей ТЭ3 (сдвоенные секции). Максимальная скорость 100 км/час. В каждой секции установлен дизель мощностью 2000 л.сил, с тяговым генератором. Рабочая масса секции 120 тон. Топливный бак 5.4 тонны. Самый массовый локомотив – 6800 единиц. В пассажирском движении использовалась одна секция. КПД=25.8%
Электровоз переменного тока ВЛ60. Максимальная скорость 100 км/час. Мощность 4000кВт. Рабочая масса – 138 тон. Годы постройки 1957 – 1967. КПД=84%
Карта железных дорог Алтайского отделения РЖД.
1. Ново-Николаевск (Новосибирск) – Алтайская – Барнаул – Семипалатинск (Семей), Алтайская – Бийск. 1913 - 1915г.г.
2. Татарская – Карасук – Славгород 1916г.
3. Павлодар – Кулунда – Славгород 1924г.
4. Веселоярск – Шемонаиха 1934 – 1935г.г.
5. Кулунда – Малиновое Озеро. Начало строительства – 1943, первые грузовые поезда с хлебом, солью, содой пошли в 1944, полностью участок сдан в 1945 году.
6. Алтайская – Артышта 1940 – 1941, 1946 – 1952г.г.
7. Барнаул – Кулунда 1954г.
8. Камень на Оби – Карасук 1955 – 1959г.г.
9. Камень на Оби – Среднесибирская 1962г. (мост через Обь 1961г. )
10. Среднесибирская – Мереть (Кемер.обл.) 1984 – 1991, при готовности 80% признана нерентабельной, использована под автодорогу.
11. Веселоярск – Малиновое Озеро 1985г. Демонтирована 2009?
Нехватка лесов для плавки руд на Змеиногорских (Демидовских) рудниках, вынуждала производить полуфабрикат «черную медь» и отправлять ее для дальнейшей переработки на Барнаульский сереброплавильный завод. Возникла необходимость в перевозке. Наиболее дешевым стал водный путь. Для накопления руды с последующей загрузкой на суда, потребовались пристани.
Первая была устроена на месте впадения Порозихи в Чарыш, затем появились Красноярская и Карповская. Но из-за постоянно появляющихся отмелей, поочередно потеряли свое значение, а главной стала Усть-Чарышская. Работы, проведенные по расчистки от завалов деревьями и углублению реки Алей, к его использованию не привели
Основными судами были: дощаник и коломенка, грузоподъемностью до 800пудов и 7 – 12тыс. пудов соответственно. Опыт их строительства и использования был приобретен еще на Урале. За сезон они совершали 2 – 3 рейса, затем становились на отстой и ремонт в Красноярке, где речная флотилия пополнялась новыми кораблями.
Безусловно, использовался труд бурлаков, хотя документальных данных нет. Косвенным подтверждением может служить название левого берега Оби, выше Барнаулки – «бечева» (канат на котором буксируется судно). Название было в обиходе еще 30 годах ХХ века. В России использовали два способа: первый – общеизвестный, второй – судно ставилось на якорь, второй якорь на лодке завозился вперед, к нему канатом подтягивалось судно, затем перевозился первый. Так меняя якоря, очень медленно шел корабль. (Фото случайное)
Обь – Енисейский канал. Протяженность от Оби до Енисея 999.2 км, а канала 154,2км.
В начале XIX века купцы организовали изыскания для соединения двух рек: Оби и Енисея. В 1873 году, купец П.Е. Фунтусов на свои средства организовал экспедицию для определения лучшего пути канала. Экспедиция Министерства путей сообщения подтвердила результаты исследований и в 1883 году, был составлен проект канала, соединяющий реки Кеть и Большой Кас. Из-за нехватки средств было принято решение – строить канал в урезанном виде, с перспективой дальнейшего расширения. В невероятно тяжелых условиях
необжитой труднопроходимой тайги началась работы (1884г.) по расчистки и углубление рек, строительству канала. Было возведено 14 шлюзов, и в 1891 году канал был открыт для прохода небольших судов. Ввиду нехватки средств из-за постройки Транссиба, работы были приостановлены, в 1911 году было принято решение о расширении канала, но с началом Первой мировой войны вновь остановлены. Последняя проводка караванов из трех колесных пароходов и катера, по недействующему каналу была в 1942 году. Вероятно для изучения возможности его использования в случае вступления Японии в войну. (Проводка заняла 3 месяца)
Первый в судостроительный завод в Западной Сибири, основан в Тюмени в 1834 году и его первые деревянные пароход ы «Взор» (мощность 30 лошадиных сил), второй «Основа» (50 л.с.) совершил грузовой рейс до Тобольска, ведя за собой баржу грузоподъемностью 240 тонн. Первые пароходы выпускались с гребными колесами, имеющие свои преимущества и недостатки: можно было использовать маломощные, низко оборотистые паровые машины, строить суда с низкой осадкой (что значимо для рек), но колеса увеличивали ширину судна и ограничивали скорость. Ходили по Оби еще долго, а последний паровой буксир в Барнауле был списан в 70-х годах.
В 1854 году в Барнаул впервые пришел пароход «Ермак», в Бийск в 1865г. С этого времени начался рост транспортно – речного значения Барнаула. В 1870 годах барнаульский дворянин М. Функ и тобольский купец Щербаков основали первую пароходную компанию.
Пароход «Ермак» (буксирно – пассажирский). Металлическое, бельгийское разборное судно мощностью 100 л/с, тюменской сборки в 1854 году. По заказу купцов: Селенгинских, Марина и Кондинского, иркутского – Хаминова и томского – Тецкова. В конце навигации 1854 года напоролся на свой якорь, и затонул по самую палубу. Зимой пароход выморозили, а по весне сплавили на ремонт в Томск, где успешно отремонтировали. Затонул в конце 1860 годах.
Длительное время судоходство на Оби оставалось в основном грузовым. Пассажиры располагались на палубах парохода или баржах. В то же время потребность в перевозке переселенцев, солдат из года в год нарастала, начали строить суда с закрытой палубой. Для перевозки арестантов баржи длиной 50 – 70 метров (на 800 арестантов, но вмещали несколько тысяч), без окон с плохой вентиляцией. «Единственным удобством для них было нововведение – священник для отпевания» (Газета «Степной край»). Позже с увеличения численности населения Сибири и развитием торговли потребовались суда с повышенной комфортностью. (Фото: пароход с арестантской баржей)
После переезда из Томска в Барнаул и смерти мужа (В.И. Мельников), его жена Евдокия Ивановна (18ХХ – 1917), в 1893 году организовала в Барнауле пароходную компанию. Предвидя выгоду в пассажирских перевозок, построила первое на Оби пассажирское судно «Кормилец» и к 1912 году ее флотилия состояла из 10 пароходов: «Воткинский завод», «Двигатель», «Волшебник» и других. Позже ее головной офис переместился в Томск. Обладая незаурядным предпринимательским талантом, жестко вела свою деятельность, проявляя крутой нрав. Если в других компаниях заработная плата росла, то у нее подала. Например: в 1910г. на 30%. Всего по Оби ходили – 39 пароходов различных компаний. Наиболее крупными компаниями были: Мельниковой, Ельдештейна, Функа и Щербакова, Фуксимана. Пароходы в то время ходили исключительно с баржами.
В 1893 году недалеко от поселка Песьяны, судовладельцы Е.И. Мельникова, Курбатов и Игнатов построили судоремонтные мастерские, со временем вокруг которых возник поселок – Бобровский Затон. Река – живой организм. На ней постоянно появляются и исчезают острова и мели, а она сама меняет русло. Ранее Обь протекала через Затон, а современное русло было судоходной, но протокой. Река связывала поселок с городом, летом – по воде, зимой – по зимнику. В 1909г. на средства собранные служащими и рабочими открылось одноклассное училище. В 1935 году на Барнаульском заводе построен первый пассажирский пароход «Киров». В 1937 мастерские преобразованы в судостроительный завод, а поселок включен в состав города. В 1938 началось строительство водных трамваев и новых буксиров в 400 л.с. В 1950-х годах, началось вождение судов методом толкания. Построен – сухой док. В районе поселка, в 60-х годах был выпущен лещ и в 80-е годы стал промысловым видом.
Крушения пароходов случалось довольно часто, так 30 августа 1900г. в Барнауле взорвался паровой котел парохода «Евгений» Ельдештейна В.И., погибли 45 человек и владелец судна. 7 апреля 1912г. пароход «Бийск» (Фуксимана И.Л.) столкнулся с льдиной у Рассказихи, получил пробоину, затонул. К счастью все 50 человек спаслись, высадившись на остров, где повели ночь и половину следующего дня. Проходящие мимо «Дедушка» и «Воткинский завод» (Мельниковой Е.И.) не попытались воспользоваться шлюпками и спасти людей, видимо опасаясь за свои корабли. В ночь 10 мая 1921года пароход «Совнарком» (Братья Мельниковы) столкнулся с опорой железнодорожного моста (Новосибирск), разломился пополам и затонул, погибло более 200 человек. (Фото: Затонувший «Совнарком»)
Были и другие крушения связанные не только с получением большей прибыли, но и с отсутствием навигационных знаков на реке, несовершенством паровых машин. Знаний лоции – фарватера, изменчивого из года в год и зависимого от сезона. Далеко не каждый капитан стремился, поделится с коллегами своим опытом. Пароходы и баржи вмерзали в лед при неожиданно ранних ледоставах. Сколько разбилось надежд и планов, так после потери парохода «Взор» его владелец застрелился.
Пароход «Кормилец» однопалубный грузопассажирский Тюменской сборки 1892года, Мельниковой Е.И. Первый с электрическим освещением и паровым штурвалом. Мощность-200л/с, размеры 51.82 х 6.4(с обносами 13.03). Расход дров 1.7-2м3/км. Пассажировместимость: первый класс – 19, второй класс – 19, третий класс – 95 человек. Отправился в свой первый коммерческий рейс по маршруту «Бийск – Барнаул – Томск» 20 июня 1893 года. После реконструкции достроен второй этаж и улучшена планировка. В 1917 году совершил рейс «Тюмень – Тобольск», по доставке туда Николая II и членов его семьи. (Кормилец – Братья Мельниковы – Совнарком)
Пароходы «Горный инженер Воронцов» и «Инженер механик Гуллет» (товарно –пассажирские), Мельниковой Е.И., мощность-500л/с, размеры – 71.02 х 7.92 (с обносами 16.15), пассажировместимость: 1кл.- 23чел., 2кл. – 25чел., 3 кл. – 482 чел., экипаж – 30 человек.
Пароход «Двигатель» (пассажирский) Мельниковой Е.И. 1910 – года постройки, мощность – 500л/с. Размеры 88.8 х 17.5м. (Двигатель – Н. Тихонов (учитель Бобровского Затона, член Ревкома, расстрелян в 1918 году) – с 1970 использовался как база отдыха на Обском море)
Пароход «Богатырь» (пассажирский), Мельниковой Е.И. 1910 – года постройки. Мощность – 500л/с, первый рейс – 1912г., после пожара в 1944 году – списан. (Богатырь – Михаил Лашевич – Дзержинский)
Пароход «Подпольщик» 1913 – года постройки. Мощность – 80л/с. (Проект ПЛ-СК-16 – Подпольщик) Использовался для снабжения продовольственными и промышленными товарами бакенщиков и населения небольших поселков. Списан в 1975 году. (Фото: Пароход с плавучим магазином)
Пароход «С.М. Киров» Изготовлен в Киеве 1935г, сборка Бобровский Затон. Мощность – 400 л/с, Длина 75 метров. Скорость – 20 км/час, 39 кают, пассажировместимостьи - 587 человек. В 1959 году – дебаркадер. Затоплен в 1983 году, р. Обь, Татарская протока.
Пароход «Барнаул» год постройки 1958 – списан в 70 годах. Мощность – 450л.с., Размеры 68.4 х 8.0м. Пассажировместимость: мягких спальных мест – 82, жестких спальных мест – 78, комбинированных – 200.
«Черпаковый дноуглубляющий снаряд» год постройки – 1906, списан – 1964. Мощность – 150 л.с. Производительность 250 м.куб/час. (Фото: Барнаульский ковш – 1948 год)
Пассажирский теплоход для пригородных перевозок «ПТ»: мощность 150л.с. Скорость 17 -19 км/час. Пассажировместимость 130 человек.
Теплоход «Москва»: мощность 2 х 150л.с., скорость 20 км/час. Пассажировместимость 225 человек.
«Ракета» речное судно на подводных крыльях: мощностью 900 – 1000 л.с., скорость 60 – 65 км/час, пассажировместимость 64 – 66 человек.
Теплоход «Заря», Глиссирующее судно с водометным движителем: мощность 800л.с., скорость 43км/час., пассажировместимость 66 человек.