Под стук колес

История железнодорожного транспорта

Первым рельсовым транспортом в России стала промышленная чугунная дорога на конной тяге, построенная инженером П.К. Фроловым в 1806 – 1809 годах.   Дорога от Змеиногорского рудника  длиной 1867 метров,  пересекала реку Корболиха  по мосту в 292 метра и высоте до 11 метров, до одноименного сереброплавильного завода. Рельс имел сферическую головку, по которому катилось колесо, имеющее такую же выемку.

В 1891 году началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали от Урала до Тихого океана.  Участок Западно-Сибирской дороги вступил в строй в 1896 году.

В феврале 1912г. Совет Министров постановил строить Алтайскую дорогу Ново-Николаевск (Новосибирск) – Барнаул – Семипалатинск (Семей) с ответвлением на  Бийск. Высочайшее утверждение состоялось 3 июля 1912 года.

Строительство вокзала 1 июня 1913 – 1915. Барнаул

Особый интерес к строительству проявили  десять крупнейших банков России, им принадлежало 80% акций и 20% французским.  Таким образом, строительство оказалось детищем банкового капитала.  Но при этом государство оставляло за собой право контроля: за движением капитала, сроками выполнения работ, сроком  выкупа дороги в казну. При этом банки получали право; на местные тарифы, на получение 50% всех сбережений при сокращении сроков строительства, освобождение от налоговых выплат.   Дорога стала собственностью крупных финансовых и железнодорожных монополий и строилась как частная.

1 июня 1913 года начались работы по строительству Алтайской дороги. Одновременно  со стороны Ново-Николаевска, Семипалатинска и Бийска. Материалы, конструкции и паровозы в разборном виде, доставлялись водным путем по Оби и Иртышу.  19 октября 1913 года началось строительство железнодорожного моста через  Обь.  После испытания 25 сентября 1915 г. мост был сдан в эксплуатацию.

Никогда еще дорога не строилась такими быстрыми темпами, которые  основывались на  жестокой  эксплуатации труда рабочих и специалистов.  Тяжелые условия труда и низкая заработная плата приводили к забастовкам.  Так 25 февраля 1914г. забастовали  1100 человек, но с помощью арестов недовольство было подавлено.

Узкоколейный паровоз.  Осевая формула 0-2-0.(первая цифра-направляющие оси, вторая-спаренные, третья-поддерживающие) Фирмы «Коппель», сборочного завода, Санкт – Петербурга.  Мощность 60 л. сил.    Фото: Отсыпка железнодорожной насыпи.

21 октября 1915 года в Барнауле состоялся молебен, освятивший открытие Алтайской железной дороги по всем направлениям, на 13 месяцев раньше срока. За первые 72 дня было перевезено 72 тыс. пассажиров и 5.2 млн. пудов груза.

Паровозный парк состоял из паровозов Серии «Ов»  и пришедших им на смену более мощным «Ы» и «Ыу»  они могли водить поезда весом 700 – 800 тонн.

Паровоз серии «Ов» (Овечка)   Осевая формула 0-4-0. Мощность 600 л. сил.  Максимальная скорость 50 км/час. Рабочая масса 53.2тонны. Годы постройки 1901 – 1915, 1925 – 1928 .

12  июня 1918 года город Бийск перешел под контроль войск белочехов  и Сибирского правительства, а Барнаул 15 июня. Расстрелы, грабеж и карательные акции  шли по всему краю.   В июле начался сбор налогов и «недоимок» за 1916-18 годы, а объявление «свободной торговли» привело к бешеной  спекуляции.   Прожиточный уровень в городе осенью достиг 900 рублей в месяц, а средняя заработная плата машиниста составляла 311 рублей.  Владеть  транспортом – значит иметь возможность вывозить награбленный  товар, поэтому наиболее жесткое отношение было к железнодорожникам.   На ЗапСибе большинство подвижного состава было в распоряжении белочехов, как боле дисциплинированного формирования.

Фото, Барнаул 1919год: Чешский бронепоезд «Прага», на площади Свободы – русский парни в британской полевой форме с французскими пулеметами «Сент-Этьен», чешский артиллерийский полк с английскими горными пушками

После революции и разорительной гражданской войны пришлось восстанавливать железнодорожные пути, водозаправочные станции и ремонтировать локомотивы с паровозных «кладбищ». Подвижной состав с материальными ценностями был угнан во Владивосток.

Фото: Взорванный мост через Обь в Ново-Николаевске, отремонтированный к 1 Мая сверх плана паровоз  1922г. (Прим: Алтайская дорога вошла в состав Томской). Паровоз Серии «Ы»    Осевая формула 0-4-0. Мощность – 1050 л.сил.   Максимальная скорость – 60км/час.   Рабочая масса – 60 тонн.    Заводы: Коломенский, Воткинский.  Годы постройки 1910 – 1920.

После окончания ВОВ парк паровозов был изношен до предела, а состояние рельсового хозяйства было катастрофическим.  Для сокращения времени ремонта и повышения его качества  ремонтные работы разделили по маркам паровозов:  Барнаульское депо – серия «Л», Алтайское – серия «ФД».  В 1958 году в депо Рубцовска пришли первые тепловозы ТЭ3, в 1960 в Барнаульское депо.  В 60 годах поступили электровозы ВЛ60, электропоезда ЭР9п.

Паровоз грузовой серии «ФД»  (Феликс  Дзержинский) Осевая  формула 1-5-1.  Максимальная скорость 85км/час. Мощность до 3100 л. сил. Рабочая масса 134.4 тонн. Годы постройки 1931 – 1942.

Паровоз грузовой серии «Л»  (в честь конструктора локомотивов Л.С. Лебедянского, до 1947 серия «П» Победа, при этом ранее выпущенным паровозам возвращен литер «Л»).  Осевая формула 1-5-0. Максимальная скорость 80км/час.  Мощность  2200л.сил. Рабочая масса 103 тонны. Годы постройки 1945 – 1955. «Лв» - самый экономичный паровоз КПД=9.3%

Тепловоз  грузовой, с электрической передачей  ТЭ3  (сдвоенные секции).  Максимальная скорость 100 км/час. В каждой секции установлен дизель мощностью 2000 л.сил, с тяговым генератором.  Рабочая масса секции 120 тон. Топливный бак 5.4 тонны.  Самый массовый локомотив – 6800 единиц. В пассажирском движении использовалась одна секция. КПД=25.8%

Электровоз переменного тока ВЛ60.  Максимальная скорость 100 км/час. Мощность 4000кВт. Рабочая масса – 138 тон.  Годы постройки 1957 – 1967. КПД=84%

Карта железных дорог Алтайского отделения РЖД.

1. Ново-Николаевск (Новосибирск) – Алтайская – Барнаул  –  Семипалатинск (Семей),  Алтайская – Бийск. 1913 - 1915г.г.

2. Татарская – Карасук – Славгород  1916г.

3. Павлодар – Кулунда – Славгород   1924г.

4. Веселоярск – Шемонаиха  1934 – 1935г.г.

5. Кулунда – Малиновое Озеро. Начало строительства – 1943, первые грузовые поезда с хлебом, солью, содой пошли в 1944, полностью  участок сдан в 1945 году.

6. Алтайская – Артышта  1940 – 1941, 1946 – 1952г.г.

7. Барнаул – Кулунда  1954г.

8. Камень на Оби – Карасук 1955 – 1959г.г.

9. Камень на Оби – Среднесибирская 1962г. (мост через Обь 1961г. )

10. Среднесибирская – Мереть (Кемер.обл.) 1984 – 1991, при готовности 80% признана нерентабельной, использована под автодорогу.

11. Веселоярск – Малиновое Озеро 1985г. Демонтирована 2009?

Где-то там пароход

История водного транспорта

Нехватка лесов для плавки руд на Змеиногорских  (Демидовских) рудниках, вынуждала производить полуфабрикат «черную медь» и отправлять ее для дальнейшей переработки на Барнаульский сереброплавильный завод.   Возникла необходимость в перевозке.  Наиболее дешевым стал водный путь.    Для накопления руды с последующей загрузкой на  суда, потребовались пристани.

 Первая была устроена на месте впадения Порозихи в Чарыш, затем появились  Красноярская и Карповская.  Но  из-за постоянно появляющихся отмелей, поочередно потеряли свое значение, а главной стала Усть-Чарышская.   Работы,  проведенные по расчистки от завалов деревьями и углублению реки Алей, к его использованию не привели

Основными судами были: дощаник и коломенка, грузоподъемностью до 800пудов и 7 – 12тыс. пудов соответственно.   Опыт их строительства и использования был приобретен еще на Урале.  За сезон они совершали 2 – 3 рейса, затем становились на отстой и ремонт в Красноярке, где речная флотилия пополнялась новыми кораблями.

Безусловно, использовался труд бурлаков, хотя документальных данных нет.  Косвенным подтверждением  может служить название левого берега Оби, выше Барнаулки – «бечева» (канат на котором буксируется судно).  Название было в обиходе еще 30 годах ХХ века.  В России использовали два способа: первый – общеизвестный,  второй – судно ставилось на якорь, второй якорь на лодке завозился вперед,  к нему канатом подтягивалось судно, затем перевозился первый. Так меняя якоря, очень медленно шел корабль.   (Фото случайное)

Обь – Енисейский канал. Протяженность от Оби до Енисея 999.2 км, а канала 154,2км.

В начале XIX века  купцы организовали изыскания для соединения двух рек: Оби и Енисея.  В 1873 году, купец П.Е. Фунтусов на свои средства организовал экспедицию для определения лучшего пути канала. Экспедиция Министерства путей сообщения подтвердила результаты исследований  и в 1883 году, был составлен проект канала, соединяющий реки Кеть и Большой Кас.  Из-за нехватки средств было принято решение – строить канал в урезанном виде, с перспективой дальнейшего расширения.  В невероятно тяжелых условиях

необжитой  труднопроходимой тайги началась  работы (1884г.) по расчистки и углубление рек, строительству канала.  Было возведено 14 шлюзов, и в 1891 году канал был открыт для прохода небольших судов. Ввиду нехватки средств из-за постройки Транссиба, работы были приостановлены, в 1911 году было принято решение о расширении канала, но с началом  Первой мировой войны вновь остановлены. Последняя проводка караванов из трех колесных пароходов  и катера, по недействующему каналу была в 1942 году.  Вероятно для изучения возможности его использования в случае вступления Японии в войну. (Проводка заняла 3 месяца)

Первый в судостроительный завод  в Западной Сибири, основан в Тюмени  в 1834 году и его первые деревянные пароход ы  «Взор» (мощность 30 лошадиных сил), второй «Основа» (50 л.с.) совершил грузовой рейс до Тобольска, ведя за собой баржу грузоподъемностью 240 тонн.   Первые пароходы выпускались с гребными колесами, имеющие свои преимущества и недостатки:  можно было использовать маломощные, низко оборотистые паровые машины, строить суда с низкой осадкой (что значимо для рек), но колеса увеличивали ширину судна и ограничивали скорость.  Ходили по Оби еще долго, а последний паровой буксир в Барнауле был списан в 70-х годах.

В 1854 году в Барнаул впервые пришел  пароход «Ермак», в Бийск в 1865г. С этого времени начался рост транспортно – речного значения Барнаула. В 1870 годах барнаульский дворянин М. Функ и тобольский купец  Щербаков основали первую пароходную компанию.

Пароход «Ермак» (буксирно – пассажирский).  Металлическое, бельгийское  разборное судно мощностью 100 л/с, тюменской сборки  в 1854 году.  По заказу купцов: Селенгинских, Марина и Кондинского,  иркутского – Хаминова  и томского – Тецкова.   В конце навигации 1854 года напоролся на свой якорь, и затонул по самую палубу. Зимой пароход  выморозили, а по весне сплавили на ремонт в Томск, где успешно отремонтировали.  Затонул в конце 1860 годах.

Длительное время судоходство на Оби оставалось в основном грузовым.  Пассажиры располагались на палубах парохода или баржах.  В то же время потребность в перевозке переселенцев, солдат из года в год нарастала, начали строить суда с закрытой палубой. Для перевозки арестантов  баржи длиной 50 – 70 метров (на 800 арестантов, но вмещали несколько тысяч), без окон с плохой вентиляцией. «Единственным удобством для них  было нововведение – священник для отпевания» (Газета «Степной край»).  Позже с увеличения численности населения Сибири и развитием торговли потребовались суда с повышенной комфортностью.  (Фото: пароход с арестантской  баржей)

После переезда из Томска в Барнаул и смерти мужа (В.И. Мельников), его жена Евдокия Ивановна (18ХХ – 1917), в 1893 году организовала в Барнауле пароходную компанию.   Предвидя выгоду в пассажирских перевозок, построила первое на Оби пассажирское судно «Кормилец» и к  1912 году ее флотилия состояла из 10 пароходов: «Воткинский завод», «Двигатель», «Волшебник» и других.  Позже ее головной офис переместился в Томск.  Обладая незаурядным предпринимательским талантом, жестко вела свою деятельность, проявляя крутой нрав.  Если в других компаниях заработная плата росла, то у нее подала.  Например: в 1910г. на 30%.   Всего по Оби ходили – 39 пароходов различных компаний. Наиболее крупными компаниями были: Мельниковой,  Ельдештейна,  Функа и Щербакова,  Фуксимана.  Пароходы в то время ходили исключительно с баржами.

В 1893 году недалеко от поселка Песьяны, судовладельцы Е.И. Мельникова, Курбатов и Игнатов построили судоремонтные мастерские, со временем вокруг которых  возник поселок – Бобровский Затон.  Река – живой организм.  На ней постоянно появляются и исчезают острова и мели, а она сама меняет русло. Ранее Обь протекала через Затон, а современное русло было судоходной, но протокой.  Река связывала поселок с городом, летом – по воде, зимой – по зимнику. В 1909г. на средства собранные служащими и рабочими открылось одноклассное училище.  В  1935 году на Барнаульском заводе построен первый пассажирский пароход  «Киров».  В 1937 мастерские преобразованы в судостроительный завод, а поселок включен в состав города.  В 1938 началось строительство водных трамваев  и новых буксиров в 400 л.с.  В 1950-х годах, началось вождение судов методом толкания. Построен – сухой док.  В районе поселка, в 60-х годах был выпущен лещ и в 80-е годы стал промысловым видом.

Крушения пароходов случалось довольно часто, так 30 августа 1900г. в Барнауле взорвался паровой котел парохода «Евгений» Ельдештейна В.И., погибли 45 человек и владелец судна.                     7 апреля 1912г. пароход «Бийск» (Фуксимана И.Л.) столкнулся с льдиной у Рассказихи, получил пробоину,  затонул.  К счастью все 50 человек спаслись,  высадившись на остров,  где повели ночь и половину следующего дня.   Проходящие мимо «Дедушка» и «Воткинский завод» (Мельниковой Е.И.) не попытались воспользоваться шлюпками и спасти людей, видимо опасаясь за свои корабли.   В ночь 10 мая 1921года пароход «Совнарком» (Братья Мельниковы) столкнулся с опорой железнодорожного моста (Новосибирск), разломился пополам и затонул, погибло  более 200 человек.  (Фото: Затонувший «Совнарком»)

Были и другие крушения связанные не только с получением большей прибыли, но и с отсутствием навигационных знаков на реке,  несовершенством паровых машин.  Знаний лоции – фарватера, изменчивого из года в год и зависимого от сезона.   Далеко не каждый капитан стремился, поделится с коллегами своим опытом.   Пароходы и баржи вмерзали в лед при неожиданно ранних ледоставах.  Сколько разбилось надежд и планов, так после потери парохода «Взор» его владелец  застрелился.

Пароход  «Кормилец»  однопалубный грузопассажирский Тюменской  сборки 1892года, Мельниковой Е.И.   Первый с  электрическим освещением и паровым штурвалом.  Мощность-200л/с, размеры  51.82 х  6.4(с обносами 13.03).  Расход  дров 1.7-2м3/км.    Пассажировместимость: первый класс – 19, второй класс – 19, третий класс – 95 человек.  Отправился в свой первый коммерческий рейс по маршруту  «Бийск – Барнаул – Томск» 20 июня 1893 года.   После реконструкции достроен второй этаж и улучшена планировка. В 1917 году совершил рейс «Тюмень – Тобольск», по доставке туда Николая II и членов его семьи.   (Кормилец – Братья Мельниковы – Совнарком)

Пароходы «Горный инженер Воронцов» и «Инженер механик Гуллет» (товарно –пассажирские), Мельниковой Е.И., мощность-500л/с, размеры – 71.02 х 7.92 (с обносами 16.15), пассажировместимость: 1кл.- 23чел., 2кл. – 25чел., 3 кл. – 482 чел., экипаж – 30 человек.

Пароход «Двигатель» (пассажирский) Мельниковой Е.И.  1910 – года постройки, мощность – 500л/с. Размеры 88.8 х 17.5м.     (Двигатель  – Н. Тихонов (учитель Бобровского Затона, член Ревкома, расстрелян в 1918 году) – с 1970 использовался как база отдыха на Обском море)

Пароход «Богатырь» (пассажирский), Мельниковой Е.И.   1910 – года  постройки. Мощность – 500л/с,  первый рейс – 1912г., после пожара в 1944 году – списан.     (Богатырь – Михаил Лашевич – Дзержинский)

Пароход  «С.М. Киров»  Изготовлен в Киеве 1935г,  сборка  Бобровский Затон.  Мощность – 400 л/с,  Длина 75 метров.  Скорость – 20 км/час,  39 кают, пассажировместимостьи - 587 человек. В 1959 году – дебаркадер.  Затоплен в 1983 году, р. Обь, Татарская протока.

Пароход «Подпольщик» 1913 – года постройки. Мощность – 80л/с.  (Проект ПЛ-СК-16 – Подпольщик)  Использовался для снабжения продовольственными и промышленными товарами бакенщиков и населения небольших поселков.  Списан в 1975 году. (Фото:  Пароход с плавучим магазином)

Пароход  «С.М. Киров»  Изготовлен в Киеве 1935г,  сборка  Бобровский Затон.  Мощность – 400 л/с,  Длина 75 метров.  Скорость – 20 км/час,  39 кают, пассажировместимостьи - 587 человек. В 1959 году – дебаркадер.  Затоплен в 1983 году, р. Обь, Татарская протока.

Пароход «Барнаул» год постройки 1958 – списан в 70 годах.  Мощность – 450л.с., Размеры 68.4 х 8.0м. Пассажировместимость:  мягких спальных мест – 82, жестких спальных мест – 78, комбинированных – 200.

«Черпаковый дноуглубляющий снаряд» год постройки – 1906, списан – 1964. Мощность – 150 л.с. Производительность  250 м.куб/час.   (Фото: Барнаульский ковш – 1948 год)

Пассажирский теплоход  для пригородных перевозок «ПТ»: мощность 150л.с. Скорость 17 -19 км/час.  Пассажировместимость 130 человек.

Теплоход «Москва»:   мощность  2 х 150л.с., скорость 20 км/час. Пассажировместимость  225 человек.

 «Ракета» речное судно на подводных крыльях: мощностью 900 – 1000 л.с., скорость 60 – 65 км/час, пассажировместимость 64 – 66 человек.

Теплоход «Заря», Глиссирующее судно с водометным движителем: мощность  800л.с., скорость  43км/час., пассажировместимость  66 человек.