Алтай. История в лицах.

Часть третья

Первые рисунки

В рисунках не найти исправлений, что говорит об эмоциональном порыве, который выражался в ярких выразительных образах, переполнявший сознание человека.  На них нет застывших изображений, все они находятся в постоянном движении это и положение ног, туловища и поворот головы. Не обнаружено ни одного рисунка пейзажа, это доказывает в первую очередь религиозную направленность изображения.  Магия древних рисунков, как и православных икон это в первую очередь эмоции.  При приближении к ним возникает ощущение  –  приглашения войти в другой мир.  Поэтому иконописец никогда не станет живописцем и наоборот.

Сейчас все больше исследователей приходят к выводу, что человек и религиозность появились одновременно (хотя очень похоже на изгнание из рая).  Впрочем, сколько людей – столько мнений.

Самое главное отличие человека от обезьяны – умение рисовать.  Более миллиона рисунков  разбросанных по всему миру, созданные без какой-либо школы, обладают ощущаемой и непонятной для нас магией.  Даже на Алтае, ни один ученый не скажет сколько их.   Рисунки древних людей выполнены в обратной перспективе (законы перспективы будут открыты гораздо позже). Самым старым из них более 40 тысяч лет.

Алтай – место переплетения разных эпох и культур

Исследование курганов и характерных погребальных обрядов, свидетельствует о силе духовных традиций.   Главным занятием воинов  кочевых племен была охота. Нашествие племен хунну  с III по I век до н.э.  повлияло на этнический облик населения, а массовое миграция самодийцев и угров принесли с собой тюркское влияние.  Ставшим основным в формировании коренной алтайской народности.  В VII-VIII вв. Алтай входил в состав Восточно-Тюркского каганата, затем Уйгурского каганата.  В начале XIII века Джучи (сын Чингисхана) присоединил Алтай к Золотой Орде. Последним оплотом монголов стало Джунгарское ханство, созданное в начале XVII века, разрушенное к середине века, в результате междоусобиц и войны с Китаем.  Указ императрицы Елизаветы Петровны, 1756 года разрешил алтайцем переходить в российское подданство.

Первые люди на Алтае поселились много десятков тысячелетий назад, что подтверждается находками в Улалинской стоянке (Горно-Алтайск), Денисовой и Усть-Канской пещер. Переходный период от каменного века к бронзовому представлен периодом - афанасьевской культуры. Афанасьевцы вели комплексное хозяйство, отдавая предпочтение скотоводству.  Их этническая принадлежность не установлена, можно говорить лишь, что это были европеоиды.  На базе афанасьевской культуры, с выделением родоплеменной знати, появляется культура скифского типа.  Оставившая после себя курганы (Парзырыкский период).

Пазырыкские курганы

Места захоронений диаметром до 47 и высотой до 3.8 метров, относятся к V-IV векам до н.э..  Курганы разграблены еще в древности, оставшиеся артефакты сохранились благодаря слою вечной мерзлоты, что подтверждают раскопки начавшиеся в 1929 году . Предметы найденные при раскопках пяти курганов находятся в местном музее «Пазырык» (Улаган) и Эрмитаже. В одном обнаружена погребальная камера глубиной 5 и высотой 3.5 метра, в ней найден саркофаг из цельного дерева, захоронение

 лошадей с деталями повозки и конскими сбруями.  В другом – два саркофага с мумиями мужчины, украшенного татуировками и женщины.  Остатки девяти лошадей с седлами и упряжью и четырехколесная повозка.  Два больших войлочных ковры, самых старых из найденных в мире (V век до нашей эры). На одном изображение повелителя на троне и всадника на коне, на другом изображение оленей и всадников.

Принцесса Укока

(Алтайская принцесса)

Лицо женщины антропологи восстановили в 1995году - перед нами лицо европеоидной расы, это подтвердили и ДНК мумии. Томографические снимки позволили определить признак тяжелого заболевания – рака молочной железы развивающегося в течении трех лет и приведший к смерти. Такой ответ был получен в результате исследований кожных останков и найденной опухоли. Споры об ее происхождении и социальном статусе продолжаются. Сейчас находится в Национальном музее имени Анохина в Горно-Алтайске.

 «Принцесса Укока». (Алтайская принцесса).  Высокогорное плоскогорье  Укок (2200 – 2500м), где температура зимой опускается до -50, расположено на стыке границ России, Казахстана, Китая, Монголии. Здесь в 1993 году при раскопках кургана Ак-Алаха-3 вскрыли погребальную камеру, в которой обнаружили: останки шести коней под седлами и со сбруей, и колоду с мумией. Благодаря льду (природной морозильной камере) сохранилась органика. Исследования показали, что погребена женщина знатного происхождения в возрасте 25 лет, а само захоронение относится к  пазырыкской культуре V – III век до нашей эры.

Петров Василий Петрович (1770 – 1810)

Художник пейзажист

Написал акварель «Вид Барнаульского сереброплавильного завода», эскиз маслом «Вид внутренностей Барнаульского завода» рисунок панорамы города с высокого берега Барнаулки.  Более 200 его рисунков и эскизов хранятся в Государственном Русском музее.  Похоронен на Нагорном кладбище, г. Барнаул.  Картина – «Пандус у Камероновой галереи в Царскосельском парке».  Рисунок панорамы города с высокого берега Барнаулки.

Петров Василий Петрович (1770 – 1810) – художник пейзажист.  Родился в семье чиновника, воспитанник Академии художеств.  Стал преподавателем рисовальных классов Петербургского горного училища (1787-1801). В 1802 году по указу Александра I направлен в Барнаул для снятия видов.  За картину «Вид Бухтарминского рудника» был избран академиком живописи (1806).  Путешествуя по Алтайским горам делал многочисленные зарисовки и эскизы.

Мягков Михаил Иванович (179? – 1852)
Живописец, педагог

Как мастер религиозной и портретной  живописи, выполнял заказы  (холст) для церквей при заводах:  Салоирского, Сузунского, Локтевского, Дмитрия Ростовского при Барнаульской богадельне. Ни одна из работ не сохранилась.  Несколько портретов хранятся в Третьяковской галерее.  Похоронен Нагорное кладбище, г. Барнаул.  Картина «Сцена из жизни сибирских дикарей» (1829 – 1833). Государственный русский музей.

Мягков Михаил Иванович (179? – 1852) – живописец, педагог.  Родился в семье крепостного Новгородской губернии. При содействии князя Ф.С. Голицына в  1814  году поступил в  Петербургскую Академию художеств. «для обучения архитектуре». В1817 получил вольную.  По просьбе П.К. Фролова был направлен учителем рисования в Барнаульское горное училище (1828). Его педагогическая деятельность была отмечена наградами.  Которую совмещал с творческой работой.

Никулин Андрей Осипович (1878 -1945)

Художник

С 1924 года художник киностудии «Мосфильм», изобретатель и рационализатор в области эффектов в кино.  Руководитель художественной мастерской. Заслуженный деятель искусств РСФСР.  Участник оформления фильмов: «Новый Гулливер», «Руслан и Людмила», «Василиса Прекрасная» и других.  Картины: «Голубой Алтай», «Камни на реке Белакуриха».

Никулин Андрей Осипович (1878 -1945) – художник.  Родился в крестьянской семье Тобольской губернии, в Кургане работал подмастерьем у иконописца, растирая краски пробовал рисовать.  Примерно в 1891 его семья переехала в Барнаул.  Где его способности к рисованию были замечены, поступил в Барнаульское горное училище. По его окончанию поступил в рисовальное училище барона Щтиглица в Сант-Петербурге.  С 1917 по 1923 проживал в Барнауле, являясь членом Алтайского художественного общества.

Борисов Алексей Николаевич (1889 – 1937)

Художник, декоратор, педагог

Борисов Алексей Николаевич (1889 – 1937). Художник, декоратор, педагог.  Родился в Нижнем Новгороде, учился в художественных студиях Москвы.  В 1918 году переехал на Алтай (Чемал), с 1923г. работал в Барнауле.  Читал лекции об изобразительном искусстве в педагогическом техникуме и институте,  преподавал в школах.

Работал декоратором в городском театре. Организовал творческий филиал общества художников «Новая Сибирь». Умер от сердечного приступа, похоронен Булыгинском кладбище (Барнаул).  Картины:  «Портрет жены в черном»,  «Портрет сына Олега»,  без названия.

Харин Иван Евсеевич (1909 – 1995)

Художник, график

Харин Иван Евсеевич (1909 – 1995). Художник, график. Родился в Барнауле.  Занимался в изостудии А.Н. Борисова. В 1931-1934 служил в отдельном кавалерийском полку войск НКВД в Хабаровске.  После демобилизации работал художником станции Барнаул.  С 1937г. художник газеты «Алтайская правда» и заведующий отделом иллюстрации.  После начала Великой Отечественной войны организовал выход агитокон газеты, автор многих антифашистских рисунков и плакатов.  В Победном 1945 году, организовал и вел занятия в художественной студии.

Организатор и председатель филиала объединения кооперативного товарищества «Всекохудожник». (объединение существовало с 1928 по 1953, когда его функции были переданы Художественному фонду СССР). Член Союза художников Алтайского отделения и его директор (1953-1956). Участник многих выставок.  Картины:  «В старом железнодорожном парке. 1945 год»,  «Краевой театр драмы. Зима 1942 год»,   «У кромки Барнаульского леса. 1961 год»..

Астахов Борис Мефодьевич (1918 – 1998)

Художник, декоратор, художник-постановщик

Астахов Борис Мефодьевич (1918 – 1998).  Художник, декоратор, художник-постановщик.  Родился в Барнауле в семье казаков.  Занимался в изостудии А.Н. Борисова, работал в декорационной мастерской городского театра.  Закончил театральное отделение Киевского художественного института (1937-1939).  Участник Великой Отечественной войны. После демобилизации работал в

Казахстане (Алма-Ата), Заслуженный артист КазССР.  С 1962 года жил и работал в Барнауле.  Член Союза художников.  Главный художник Алтайского краевого театра драмы, с 1975г. главный художник Барнаула.  Похоронен в Барнауле.   Картины: «Казачий дозор», «Портрет генерала Доватора, эскиз к спектаклю «Я пришел дать вам волю» по В.М. Шукшину.

Будкеев Михаил Яковлевич (1922 – 2019)

Народный художник РФ,  член-корреспондент Петровской Академии искусств

Будкеев Михаил Яковлевич (1922 – 2019).  Народный художник РФ,  член-корреспондент Петровской Академии искусств.  Родился в селе Овсянниково Целинного района Алтайского края.  Участник Великой Отечественной войны.  После демобилизации начал работать декоратором в Бийском драматическом театре, творческая атмосфера царившая в нем, укрепила его желание

стать художником.  Увлекся написанием пейзажей и  уже к началу 60-х годов представлял свои работы на краевых выставках. В 1954 году переехал в Барнаул.  В 1961 году был принят в члены Союза художников.  Картины:  «Аллея в саду Лисавенко»,  «Чабанская стоянка»,  «Старый Барнаул».

Голдырев Василий Иванович (1923 – 2001)

Художник

Голдырев Василий Иванович (1923 – 2001). Художник. Родился в Барнауле (проживал на ул. Аванесова 98). Участник Великой Отечественной войны. После демобилизации учился в Барнаульской художественной студии, под руководством С.М. Розе

и И.Е. Харина (1947 – 1949).  Один из организаторов филиала объединения «Всекохудожник».  Работал в Художественном фонде,  участник краевых выставок, член Союза художников.   Картины:  «Над Обью»,  «Ерисная»,  «Гора. Берег Оби»

Чернов Семен Ипатьевич (1924 – 1988)

Художник

Чернов Семен Ипатьевич (1924 – 1988) Художник.  Родился в селе Ая Алтайского края.  Участник Великой Отечественной войны. После демобилизации окончил Харьковский художественный

институт. Жил и работал  в Барнауле, в Художественном фонде.  1967 – 1971 Председатель его правления. Член Союза художников.   Картины:  «Осень на Катуни»,  «Синие горы Алтая»,  «Маки».

Ковешникова Майя Дмитриевна (1926 – 2013)

Заслуженный художник РСФСР.

Ковешникова Майя Дмитриевна (1926 – 2013). Заслуженный художник РСФСР. Родилась в г. Новосиль Орловской области.  После Великой Отечественной войны поступила в Орловское художественное училище, где познакомилась с художником и

преподавателем В.Я. Курзиным, будущим мужем.  В 1951 году они переехали в Барнаул. Участник краевых зональных выставок.  Член Союза художников.  Картины:  «Незабудки»,  «Цветы».

Курзин Валентин Яковлевич (1911 – 1984)

Художник – педагог

Курзин Валентин Яковлевич (1911 – 1984). Художник – педагог. Родился в Барнауле. Учился в Самаркандском художественном училище (1932-1936),  Ленинградском академическом  институте живописи (1936-1946). Работал преподавателем живописи и рисунка в Орловском художественном училище. Член Союза

художников. С 1951 работал в Барнауле, в Художественном фонде, Председатель его правления (1952-1960).  С 1965 работал в Бийске.  Член Союза художников.  Картина:  «Ледорубы. 1953 год».

Жеребцов Михаил Федорович (1927 – 1997)

Художник

Жеребцов Михаил Федорович (1927 – 1997). Художник.  Родился в Барнауле. В 1949 году окончил Алма-Атинское театрально-художественное училище.  С 1950 года жил и работал в Барнауле,

участник многих выставок. Член Союза художников.  Картины:  «Площадь Октября. 1949 год»,  «На смену старому»,  «Осень».

Борунов Геннадий Федорович (1928 – 2008)

Заслуженный художник РСФСР

Борунов Геннадий Федорович (1928 – 2008).  Заслуженный художник РСФСР.  Родился в селе Павловск Алтайского края.   Окончил Московское театральное художественно-промышленное училище, Ленинградское художественное училище им. И.Н. Крамского, Институт живописи , скульптуры и архитектуры им. И.Е.

Репина Академии Художеств СССР.  В 1959 вернулся в родное село, затем переехал в Барнаул, Работал в Художественном фонде, участник многих выставок.  Член Союза художников.  Картины: «9 мая. Рядовые победы»,  «Золотая осень»,  «Ползунов».

Добровольский Владимир Федорович (1929 – 2002)

Монументалист, Заслуженный художник РСФСР

Добровольский Владимир Федорович (1929 – 2002) Монументалист, Заслуженный художник РСФСР.  Родился в Барнауле.  Большое влияние на него оказало знакомство с художниками И.Е. Хариным и В.И. Голдыревым.  Окончил Ленинградское Высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной.  В 1958 году вернулся в Барнаул и стал работать

в  Художественном фонде. Член Союза художников. С 1965 по 1970 главный художник города, один из создателей монументального комплекса «Мемориал Славы» в честь победы советского народа в годы Великой Отечественной войны.    Катрины:   «Октябрьская площадь. Дворик»,   «Дворец пионеров. Весенний день»,  Комплекс «Мемориал Славы».