Алтай. История в лицах.

Часть первая

Татищев Василий Никитич. (1686 – 1750)

Государственный деятель, инженер – артиллерист, руководитель уральских казенных заводов, основатель Екатеринбурга, Ставрополя (ныне Тольятти) и Перми, историк, составитель инструкции по сбережению леса, автор первого капитального труда по русской истории – Истории Российской.  В 1920 год был послан на Урал «построить заводы и из руд серебро и медь плавить». При Уктусском заводе (сейчас в черте Екатеринбурга) основал Горную канцелярию, ставшую Сибирским высшим Горным Начальством. Заложил медеплавильные заводы, возле которых выросли города – Екатеринбург и Пермь. При заводах открыл две начальных школы и две горные.  Деятельность Василия Никитича по открытию казенных заводов вызывала неудовольствие  Демидова.

Татищев не был противником частной собственности, но справедливо считая, что казенные предприятия принесут больше пользы государству.  Для развития казенного горного производства с целью разведки руд, в 1721г. послал на Алтай рудознатцев: Никиту Петрова и Ивана Прицвана.  После доноса Демидова Василий Никитич в 1722 году для объяснений был вызван в столицу. Воспользовавшись его отсутствием промышленник, получив от рудознатцев результат их поиска, добился разрешения копать медную руду (1726). Татищев стремился передать заводы казне и в  1735 году, путем отстранения приказчиков Демидова от руководства они почти перешли в руки Кабинета. Но в результате дворцовых интриг,  были возвращены  Демидовым.

Первые строители медеплавильных заводов на Алтае.

В начале 1726 года Демидовым на Алтай была отправлена первая экспедиция для поиска мест устройства медеплавильного завода, возле горы Колыванской.  Где поставили печь для пробной плавки, часть экспедиции вернулась на Урал, а другая выстроила себе «зимовье».  Весной следующего года из Невьянска (вотчины Демидова) был отправлен отряд, построивший жилье (избы), плавильню с двумя печки оснащенными ручными мехами. Вокруг поселения воздвигли бревенчатое укрепление. Тем временем Демидов просил Сибирское Горное начальство отправить для возведения медеплавильного завода, казенных специалистов. Которое постановило – отправить «на время», горного специалиста Никифора Клеопина.  Сразу по его прибытию была произведена пробная плавка руд (7 – 13 ноября) и получено 8кг черной меди (полуфабрикат).      Эта плавка на «ручном» заводе, получившим название Колыванский, считается началом рудного дела на Алтае.   Найдя подходящее место для строительства вододействующего завода с прудом, в трех верстах от существующего ручного завода.  Стал работать над проектом нового завода.  Но оказалось, что водных запасов реки Колыванки недостаточно.  Используя  уже почти готовый проект, приступил к постройке нового завода на реке Белой, что в шести верстах от первоначального плана (1728).  Который был построен 21 сентября 1729 года.  Закончив строительство, Никифор Герасимович передал управление заводом названного им Воскресенским (в дальнейшем Колывано-Воскресенские), приказчику Демидова Семенову и отбыл в Екатенринобург.  Основную проблему сформулировал В.Н. Татищев «Руд есть множество, а лесов во близости скудно». Для решения этой проблемы горному начальству и Демидову виделся в строительстве завода на равнине богатой лесом.

Такое место было найдено на месте впадения реки Барнаулки в Обь.  Иван Осипов, начав подготовительные работы по строительству Барнаульского медеплавильного завода, затребовал демидовского плотинного мастера Романа Харитонового  (сыном) Латниковым.  Строившего плотины в качестве старшего подмастерья на государственных заводах Урала, а с 1738 года уже плотинным мастером на притоках Енисея, металлургических заводов в Красноярском уезде. Весной 1739 года уральское горное начальство удовлетворило просьбу А. Демидова и отослало его на Барнаульский завод.  Завод основан 9 октября 1739 года и вступил в строй в 1744.  Для управления построенного завода была создана Барнаульская контора «за приказчика» был Роман Латников. А заводской казной ведал приказчик Иван Осипов. После подчинения заводов казне, именно Латников хранил демидовскую документацию и казну.

Акинфий Никитич Демидов (1678 – 1745).  Уральский промышленник, основатель горного дела на Алтае.   Фото: барельеф – А.Н. Демидов.

Никифор Герасимович Клеопин (1700 – 177?) – новгородский дворянин. Один из первых организаторов горного дела на Урале и в Сибири. По его общему плану строился Екатеринбургский завод и город, создатель проекта первой золотопромышленной фабрики.  В 1727 – 1729 годах  работал на Алтае.   Фото: Личная печать Н.Г. Клеопина.

Иван Осипов (сыном Щуки).  Родился в поволжском селе Фокино (ровесник Акинфия Демидова), старообрядец, оставаясь крепостным, был доверенным лицом промышленника на Алтае. Сначала был отправлен работать приказчиком Колыванского завода, с 1733 года – расходчик. С 1738 года руководил Нижне-Тагильским заводом  на Урале.

Беэр  Андреас Бенедиктович. (1696 – 1751)

Горный специалист. Слухи о тайной добычи серебра и золота Демидовым  дошедшие до Петербурга, подтвердил прибывший в Петербург штейгер Филипп Трейгер. В 1745 году для проверки сообщений в Колывань был отправлен бригадир А.Б. Беэр.  Проведя плавку руд через год, он доставил в столицу 45 пудов серебра, содержавшего по пробам около 12 фунтов золота.  Предсказал большое будущее Алтайских месторождений. В 1747 году предприятия промышленника отошли казне и первым командиром Колывано-Воскресенских (1747-1751гг.) заводов был назначен бригадир А.Б. Беэр, с присвоением звания генерал-майор.   Похоронен у Петропавловского собора (снесен), г. Барнаул.   Фото:  Указ Императрицы Елизаветы Петровны о взятии предприятий Демидова на Государево Имя.

Ползунов Иван Иванович. (1729-1766)

Выдающийся изобретатель, теплотехник. Родился в семье отставного солдата. Окончил арифметическую школу, основанную В.Н. Татищевым, а в 1742 году Горнозаводскую в Екатеринбурге. По ее окончанию был направлен «механическим учеником» к главному механику уральских заводов Н. Бахареву.  В 1947 году Екатеринбург посетил начальник Колывано-Воскресенских заводов А.Б. Беэр, который распоряжением Кабинета Е.И.В. имел право отбора специалистов. В Барнауле Ползунов получил должность плавильного писаря, которая дала возможность  основательно изучить технологию  плавления и продолжить самообразование. Способности Ползунова были замечены.  В 1750году он был отправлен проверить правильность выбора места для пристани на реке Чарыш и разметки трассы для обозов с рудой, от рудников до пристани. В следующем году отправляется на пристань для строительства необходимых сооружений. В 1753 году принял участие по строительству пильной мельницы (лесопилка), на Змеиногорском руднике.  А в 1754 году назначается на завод смотрителем  «чинить над всеми работами надзирание».  В 1758 сопровождает караван с серебром в столицу, по возвращению направляется на Чарышские пристани руководить приемкой руды.  В 1759 получает офицерскую должность – комиссара Колыванского завода, в обязанность которого входило следить за приходом и расходом денежной казны.  В 1761 году возглавил Барнаульское повытье (часть металлоплавильного производства по выжигу древесного угля, для плавки руд).

В апреле 1763 года представил начальнику Колывано-Воскресенских заводов А.И. Порошину проект «огненной машины».  Проект был представлен Ее Императорскому Величию Екатерине II. Она распорядилась произвести Ползунова в звание инженерного капитан-поручика и наградить его 400-ми рублями. В январе 1764 года было принято решение о постройки машины, но в марте Ползунов предлагает новый проект, в 15 раз более мощный. Именно по нему 16 мая 1766 года была построена машина. Ползунов не дожил до испытания неделю, скончавшись от чахотки. 7 августа 1766 года, машина вступила в строй по обеспечению дутьем трех плавильных печей, после прогорания котла 10 ноября была остановлена. Простояв без действия, была разобрана в 1782 году. Пароатмосферная  двухцилиндровая машина коренным образом отличалась от одноцилиндровых английских машин и была в отличии от них,  ориентирована на непрерывное действие.  По заданию К.П. Фролова, Г.П. Ярославцев (механик создатель проекта и строитель в Барнауле, первой в Западной Сибири бумажной фабрики) занимался изготовлением моделей машин и механизмов для Барнаульского музея.  В 1825 году изготовил модель паровой машины Ползунова проекта 1763 года. Сейчас хранится в краевом музее.  Его имя носит одна из улиц города и Алтайский Технический университет.

Порошин  Андрей Иванович. (1707 – 1884)

Горный специалист. Организатор производства.  После окончания Артиллерийского училища (1722) служил в Горном ведомстве Урала, вскоре был послан для изучения горного дела в Швецию. По возвращению исследовал золотоносные месторождения Урала(1745). Примерно в это время сблизился с возвращавшимся с Колывано-Воскресенских заводов бригадиром  А.Б. Беэром, вероятно по его просьбе был включен в члены правления названных заводов, в чине полковника (1748). После смерти А. Беэра был назначен начальником  Колывано-Воскресенских заводов.  Но оставался  в Петербурге для согласования материального и финансового обеспечения заводов,  формированию кадровой политике предприятий. Генерал-майор А.И. Порошин прибыл в Барнаул в 1761 году. Под его руководством улучшились показатели выплавки золотистого серебра с 264 до 809 пудов.  До его назначения  добыча руд  проводилась на Колыванском  руднике (закрыт по истощению лесов 1768г.), но в основном на Змеиногорском руднике.  Организовал более эффективную работу этого рудника, начал основательную разведку других месторождений.  Вступили в строй другие рудника, в основном Семеновский и Николаевский. Резкая добыча руды дала возможность  запустить в строй Павловский сереброплавильный завод (1764).  Перевозка меди в Петербург стоила дорого, было решено построить новый медеплавильный с монетным двором. В 1765 году на Сузунском заводе началась чеканка монеты, названная «Сибирской деньгой».  В 1769 году по состоянию здоровья вышел в отставку.

Сибирская деньга чеканилась по 25 рублевой стопе. (Стопа 25 руб. – когда из пуда меди чеканилось монет на сумму 25 рублей).  Номиналом 10коп., 5коп., 2коп., копейка, деньга ½ коп., полушка ¼ коп.  Сибирская деньга имела право хождения по Сибири до Камчатки.  Но почти сразу с ее использованием возникли проблемы: первая – налоги с населения казначейства принимали серебром, вторая – купцы отказывались от ее приема, третья – с развитием технологий содержание драгоценных металлов в ней сокращалось.  В 1781 году чеканка сибирской монеты была прекращена, а Сузунский завод перешел на выпуск общегосударственной медной монеты, по 16 рублевой стопе.   Но выпущенная Сибирская деньга оставалась в ходу.

Фролов  Козьма Дмитриевич. (1726 – 1800)

Гениальный инженер-гидротехник. Родился на Урале в семье мастерового.  Окончил арифметическую школу, а в1744 году – горнозаводскую Екатеринбурга.  Был отправлен на Березовские золотые промыслы. В 1762 году строит вододействующую золотопромывальную машину на Березовском руднике, в это время приехавший в Екатеринбург А.И. Порошин знакомится с изобретениями Козьмы Дмитреевича и через Кабинет Ее Императорского Величия, добивается о его перевода на Колывано-Воскресенские заводы (1763). Сразу по приезду направляется на Змеиногорский рудник, для проведения в «порядок промывки руд». К 1780 годам Змеиногорский рудник был почти затоплен.  Сначала хотели использовать конные водоподъемники, но Фролов решил заменить их вододействующими механизмами.  Которые, «чтобы и зимой работа воды не прерывалась», размещались под землей, в вырубленном скальном сплошняке. Водяные колеса приводили в движение водоотливные, рудоподъемные, дробильные и лесопильные устройства. В мае 1783 года заработало первое 18-метровое колесо Воскресенской шахты.  В 1786 году был осуществлен грандиозный проект Фролова – «несравненный образец инженерной мысли человека», так отзывались о нем современники.  От пруда по 700-метровому подземному каналу вода падала на колесо Преображенской шахты, приводя в движение механизмы подымающие руду с глубины почти 100 метров.   Далее вода по каналу направлялась к водоотливному колесу самой глубокой Александровской шахте, затем к колесу Вознесенской шахты.  Неоднократно Екатеринбургское правление требовало возвращения Фролова на Урал, чтобы прекратить постоянные тяжбы, императорским указом было дано распоряжение – оставить его на Колывано-Воскресенских заводах, с присвоением звания потомственного дворянина.  Козьма Дмитриевич похоронен на Нагорном кладбище, г. Барнаул.

Петр Козьмич Фролов (1775 – 1843). Горный инженер, изобретатель.  После окончания горного училища в Санкт-Петербурге, в 1793 году вернулся на Змеиногорский  рудник.  Построил двухкилометровую чугунную дорогу, на конной тяге.  От Змеиногорского рудника до Корболихинского сереброплавильного завода (1809).  К 1817 году заводы округа пришли «в явное расстройство» и Петр Козьмич был назначен начальником Колывано-Воскресенских заводов.  Поле инспекции проведенной графом Сперанским в 1820 году, были смешены со своих должностей многие чиновники.  А Фролов назначен – Томский гражданским губернатором. В 1830 ушел в отставку, переехал в столицу, где получил чин Тайного советника и должность сенатора.     Фото:  Портрет П.К. Фролова.

Павел Козьмич Фролов (1770 – 1815).  Горный инженер.  В 1790 окончил столичное горное училище и вернулся в Змеиногорск.  Не желая слушать обвинения в протекции, перевелся на Урал. После смерти отца вернулся обратно, к сожалению, в 1804 году его разбил паралич.

Гаврил Козьмич Фролов (1782 - ?).  Асессор Барнаульской военно-ссудной комиссии. Сотрудник Барнаульской конторы.

 

 

 

 

Залесов  Поликарп Михайлович. (1772 – 1837)

Горный специалист, изобретатель.   После окончания Барнаульского горного училища был отправлен на практику на Нерчинские заводы, где обучался постройке «огненных машин».  Работая на Сузунском заводе, создал механизм по разливке металла в формы, такими же механизмами оборудовали Барнаульский и Павловский заводы.  Одновременно занимаясь исследованием действия пара, придумал паровой двигатель нового типа – паровую машину. Где пар под давлением ударял в колесо и приводил его в движение.  По разрешению начальника  Колывано-Воскресенских заводов С.В. Чулкова, П. Залесов начал строить действующую модель,  уверенный в успехе, заказал за свой счет на Томском заводе  металлические части турбины.

Но новые начальники заводов, после смерти С. Чулкова (1807) не проявили заинтересованности, и проект был закрыт. Новые рудники требовали больше черных металлов и для поиска места нового железоделательного завода, был отправлен П. Залесов. Такое место было найдено на р. Неня, притоке Бии  (1811г.)  и составлен проект завода, который сдали в архив.  В ходе поиска Петр Михайлович открыл 38 месторождений железных руд и две золотоносные жилы. Похоронен на Нагорном кладбище, г. Барнаул.

Кулибин Александр Иванович (1798 – 1837).

Талантливый горный инженер, историк Алтайских заводов  (сын механика-самоучки И.П. Кулибина). После окончания кадетского Горного корпуса (Петербург) в 1820 году был отправлен в Главную чертежную мастерскую Барнаула, затем переведен на Нерчинские рудники. По возвращению в Колывано-Воскресенский округ в 1826 году, руководил «военно-судной комиссией» по усилению скорейшего производства и решению дел Змеиногорских заводов. Работал управляющим Локтевским заводом, с 1834 управляющий золотыми промыслами. Трагически погиб на охоте.

Николай Александрович родился в Змеиногорске (1830 – 1903) после окончания института Корпуса горных инженеров (1851) служил помощником управляющего Барнаульской главной лаборатории. Профессор Горного института в Санкт-Петербурге, директор Горного департамента. Тайный советник.  Автор трудов по доменной плавке.    Левое фото.

Константин Александрович (1834 – 1914). После окончания института Корпуса горных инженеров (1853) служил помощником управляющего казенными золотыми промыслами. В 1870 году перевелся в столицу.  Автор многих научных работ, в том числе о месторождениях рудного золота на Алтае.   Правое фото.

Речкунов  Василий Егорович. (1788 – 1855)

Горный инженер, изобретатель.  Учебу в Барнаульском горном училище совмещал с работой в Главной чертежной мастерской. После окончания учебы, был откомандирован на Нерчинские заводы, в Иркутскую губернию для изучения новых месторождений серебряной руды и лазурита.  В 1823 году на Зыряновский  рудник, где проводил опыты по промывке золота новым способом.  В 1830 году на Алтае, на реке Фомихе нашли рассыпное золото, где и был организован Егорьевский прииск. Василием Егоровичем на имя начальника Колывано-Воскресенских заводов Ф.Ф. Бегера, был представлен проект и чертежи «ситоотсадочной-мутильной машины» приводимой в движение водоналивным колесом. Проект Речкунова – это первая попытка создания универсальной золотопромывательной машины.  Данных о ее постройки нет, но технические решения были применены на прииске. В 1835 году назначен помощником управляющего Главной чертежной мастерской.

Гуляев  Степан Иванович. (1806 – 1888)

Исследователь Алтая, историк, изобретатель. Родился в селе Алейском в семье унтер-шихтмейстера, после окончания Барнаульского горного училища был отправлен писцом в Горное отделение Кабинета. Занимаясь самообразованием увлекся филологией. В 1845 опубликовал очерк «Алтайские каменщики» о людях искавших легендарную страну Беловодье.  Через обширную сеть переписки собирал материалы по истории Алтая, былины песни и обряды. В 1848 начал печатать заметки под общим названием «Этнографические очерки южной Сибири».  Стал членом-сотрудником Русского географического общества. Работая в отделе Кабинета – золотых промыслов, издал в 1852 году «Руководство для золотопромышленников». Власти оценили его труд и отправили его в 1859 году советником Кабинета на Алтай. В свободное от основной работы время занимался минералогией, археологией, фольклором, писал очерки и заметки, стал настоящим популяризатором Алтая.

Его интересовало буквально все, причем с практической точки применения: содержание и разведение тонкорунных овец, выращивание яблонь и груш, сахарной свеклы, табака, рыболовный промысел (так по его совету горный инженер Абрамов начал изготовление консервов из телецкой сельди, к сожалению прерванное его смертью), изготовление плетенной мебели и соломенных шляп.  Первый обратил внимание на радоновые источники и основал Белокурихинскую лечебницу. Были описаны им естественные красители: морена (красный цвет), серпуха (желтый), зеленика (зеленый) и каари (алый). Но наибольшую известность принесло изобретение черного красителя для овчин. Шубы «Барнаулки» стали настоящим брендом Алтая.  Похоронен на Нагорном кладбище, г. Барнаул.

Ядринцев  Николай Михайлович (1842 – 1894).

Сибирский публицист, писатель и общественный деятель. В 1865 году арестован  по делу «Общества Независимости Сибири» и 2 года провел в Омской тюрьме. В 1868 признан виновным в намерении отделить Сибирь от России,  сослан в Шенкурск, Архангельской губернии.  Помилован в 1874году.  В 1878, 1880 совершил комплексные экспедиции на Алтай результатами которых стали географические карты Телецкого озера, рек Чуи и ее притоков, этнографические и ботанические материалы.  Опубликовал множества статей о Алтае, в том числе «О мараловодстве на Алтае. Похоронен на Нагорном кладбище, г. Барнаул.  Его именем названа одна из улиц города.

Шишков  Вячеслав Яковлевич (1873 – 1945).

Инженер-исследователь, писатель. После окончания Вышневолоцкого технического училища, в 1894 поступил в Томский округ путей сообщения на должность канцелярского служителя, с 1896 техник управления округа. В 1909 году проводил исследование реки Бия от Телецкого озера до Бийска. Его карта реки является самым подробным планом порогов, глубин и скоростью течения воды.  В 1913 году Шишкову поручено руководство строительства Чуйского тракта. Позже издаст очерки «По Чуйскому тракту» и рассказы «Чуйские были». В 1914 переехав в Петербург, посвятил свою деятельность литературе. Сибирь и наиболее близкий  Алтай остаются основной темой его творчества. Романы «Ватага» (1923) и «Угрюм-река» (1932).  В блокадном Ленинграде (1941-1942) писал статьи для фронтовых газет.   В его честь названа Алтайская краевая библиотека.

Владимиров  Семен Владимирович. (1895 – 1956)

Работал на приисках Дальнего Востока и Сибири. В 1919 году на Алтае вступил в партизанский отряд, действующий в Причумышье. Партизанам не хватало  не только оружия, но и патронов.  Семен  Владимирович изучая образцы разнообразного стрелкового вооружения (включая автоматическое), создал ремонтную мастерскую.  В мастерских ремонтировалось не только оружие, но и собранные стреляные гильзы набивались самодельным порохом (не на много уступавшему заводскому) и самодельными пулями из свинца, олова или баббита.   С установлением советской власти вступил в ряды Красной Армии.

После сокращения численности армии, в 1922 устроился слесарем-лекальщиком на Тульский оружейный завод.  Быстро стал старшим инженером-конструктором.  Его авиационный крупнокалиберный пулемет ШВАК-12.7мм, и пушка ШВАК калибра 20мм, были грозным оружием советской авиации в годы Великой Отечественной войны.  В 1943 году создал крупнокалиберный пулемет для стрельбы 14.5мм патронами противотанкового ружья ПТДР, который под обозначением КПРД устанавливается на бронетехнику и сейчас.

Кондратюк  Юрий Васильевич (1897 – 1942).

Во время гражданской войны Александр Иванович Шаргей, дважды был мобилизован в Белую армию (бежал), опасаясь за свое офицерское прошлое, с помощью своей мачехи получил документы на Кондратюка Юрия Васильевича, 1900 года рождения. Работал механиком на элеваторе. В 1926 – 1928 получил два патента на изобретения в области элеваторной техники.  В 1927 году работал в Новосибирске на предприятии «Хлебопродукт». Читал лекции в Бийске по механизации зернохранения.  В условиях дефицита строительных материалов построил элеваторный комплекс в Камене на Оби, из рубленного леса, по принципу русской избы, без единого гвоздя, на 13 000 тонн зерна.

За переплетением балок и стягивающих элементов конструкции скрывался точный расчет, а наклонная галерея напоминала хобот доисторического животного, поэтому свое детище он назвал «мастодонтом».  За строительство без проекта, риска разрушения объекта (сгорел в 1990г.)  в 1931 году, осужден за вредительство (вероятная причина – перестраховка) по статье №58.  Отбывал наказание в «шарашке» - тюрьме для технических специалистов.  За проект Крымской ветроэлектростанции досрочно освобожден в 1933 году.  В 1941 добровольцем ушел на фронт, погиб в Орловской области (1942). Мечтая о полетах в космосе, в 1929 году издал в Новосибирске книгу «Завоевание межпланетных пространств».

Верещагин  Виктор Иванович  (1871 – 1956).

Исследователь Алтая, ботаник, краевед и педагог родился в Новгородской губернии. После окончания отделения естественных наук Петербургского университета в 1899 году переехал в Барнаул. После революции заведовал ботаническим отделом Алтайских мастерских наглядных пособий, преподавал в школе №4, на рабфаке, в педагогическом и сельскохозяйственном техникумах.  В 1933г. по обвинению в антисоветской пропаганде был осужден на 5 лет и отправлен в ссылку.  Которую отбывал в Красноярском заповеднике «Столбы», продолжая заниматься научной работой.

После возвращения работал в краеведческом музее, в 1944 году получил разрешение преподавать ботанику в сельхозтехникуме и сельхозинституте. В 1947 году удостоен степени кандидата биологических наук.  Почетный член Алтайского отделения Российского географического общества.  Организатор научных экспедиций на Алтай, в ходе которых был собраны богатейшие коллекции насекомых и минералов, сведения о ленточных борах, целинных степях, торфяниках и болотах.  Опубликовал более 36 печатных работ. Трагически погиб (несчастный случай). Похоронен на Булыгинском кладбище, г. Барнаул.

Чеглицов  Александр Николаевич. (1906 – 1957)

Хирург от бога.  В 1933 начал работу в Барнауле, в городской больнице №1. Через год после приезда вместе с хирургом Константином Ивановичем Зеровым провел первое на Алтае прямое переливание крови. В 1936 году сделал первую в крае операцию на открытом сердце. Вместе с К.И. Зеровым заложили создание санавиации в крае.  Ими только 1940 году выполнено 376 самолетовылетов и проделано 225 неотложных операций.  Александр Николаевич в 1941 году ушел на фронт хирургом с 372-й стрелковой дивизией, сформированной в Барнауле.

Вернувшись с фронта (1946), работал в хирургом в городской больнице.   С 1950 года главврач.  Одним из первых поставил вопрос об открытии медицинского института. Несмотря на административную должность главврача городской больницы №1, в первую очередь он был хирургом, его имя знали даже в отдаленных селах Алтайского края. За 22 года им были сделаны тысячи операций. Скончался через несколько часов после успешно проведенной операции по спасению ребенка.  Проститься с Александром Николаевичем пришел весь Барнаул.  Его именем названа одна из улиц города.

Чудненко  Николай Григорьевич. (1896 – 1958)

Перед войной работал заместителем директора Харьковского тракторного завода, в 1941 вместе с предприятием эвакуировался на Сталинградский тракторный завод.  В 1942 году оба завода были эвакуированы в Барнаул. Благодаря нечеловеческим усилиям в чистом поле был построен завод №77 (в будущем Трансмаш) давший за годы войны 10 тысяч двигателей для танка Т-34. С 1946 года Н. Чудненко директор завода. Награжден орденами Ленина, Красной Звезды, медалью «За оборону Сталинграда», орденом Трудового Красного Знамени.  Одна из улиц города носит его имя.

Егоров Борис Григорьевич. (1917 – 1995)

Советский и российский конструктор двигателей для бронетанковой техники и народного хозяйства. Во время Великой Отечественной войны, летом 1942 года Сталинградский завод и его конструкторского бюро, были эвакуированы в Барнаул. Уже в ноябре 1942 года завод №77 (будущий Трансмаш) выпустил первый двигатель В-2 для танка Т-34. На котором Борис Егорович начал работать мастером сборочного цеха.  После Победы – ведущий конструктор.  С 1973 – главный конструктор, Герой Социалистического Труда.

Верещагин Глеб Сергеевич (1903 – 1968)

После гражданской войны Глеб Сергеевич работал директором Перекопского бромзавода.  К началу осени 1941 года создалась угроза захвата Крыма фашистскими войсками, и возникла необходимость эвакуации завода.  Уже в октябре он с группой специалистов был отправлен в Славгород, для исследования Кулундинских озер. В 1942 руководил строительством бромного завода на озере Баскунчак Астраханской области. Осенью немецкие полчища подошли к Волге и Сталинграду, строящийся завод разбомбили.

Срочно было принято решение о строительстве аналогичного завода на озере Большое Яровое.  Прибывшие специалисты и рабочие разместились в шести бараках, двух домиках (заводоуправление) и 96 землянках.  Первую продукцию завод №376 выпустил в 1944 году. Сейчас Алтахимпром имени Верещагина.  Глеб Сергеевич награжден орденом Красного Знамени, орденом Ленина и тремя орденами Трудового Красного Знамени. Глеб Сергеевич с супругой Ксенией Николаевной, похоронены в городе Яровом.

Ясногородский  Игорь Зиновьевич (1908 – 1989).

Инженер-исследователь Харьковского тракторного завода.  Занимался исследованиями в области металловедения и металлофизики. Инициатор исследований по нагреву металлов и сплавов в электролитной плазме, создатель первого оборудования по закалке коленчатых валов и клапанов для двигателей.  В сентябре 1941 года в связи с началом Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в Сталинград, а его лаборатория в г. Сарепа (сейчас в черте Волгограда).   Вместе с лабораторией в 1941 году эвакуирован в г. Рубцовск.

В1948 году стал руководителем Центрального научно-исследовательского бюро по нагреву металлов, на Алтайском тракторном заводе, где и проработал всю жизнь.  Лауреат Сталинской премии. Заслуженный изобретатель РСФСР (1972г.).

Дик Адольф Яковлевич. (1903 – 1979)

Советский инженер-изобретатель, именно с его именем связано начало работ по созданию знаменитой «тридцатьчетверки».  Конструктор БТ-20(А-20), Т-34. За срыв правительственного  заказа руководитель ОКБ  А. Дик в 1937году, был осужден по пресловутой статье 58 УК РСФСР к 10 годам лагерей. На его место был назначен М.И. Кошкин.  В 1947 году был выслан на поселение в город Бийск, где устроился на котельный завод.

 За время работы внес большой вклад в развитие производства.  Только за 1950 год внес шесть рационализаторских предложений, два из которых признаны изобретениями.  Так его трубогибочный станок позволил  выполнить годовую норму за 2 месяца. В 1964 году получил разрешение вернуться в Москву. Участвовал в проектировании отечественных ЭВМ.

Калашников  Михаил Тимофеевич. (1919 – 2013)

Выдающийся конструктор стрелкового оружия.  Родился в селе Курья (Курьинский район, Алтайский край) после окончания школы (1936) поступил работать учеником в железнодорожное депо станции «Матай», в Казахстане.  В 1938 году призван в ряды Красной Армии, окончив школу механиков-водителей танка, служил в Киевском военном округе.  После создания прибора учета ресурса танкового двигателя, был откомандирован на один из ленинградских заводов.  Где после доработки планировался его выпуск.  С начала Великой Отечественной войны, старший сержант Калашников командир танка.

После ранения и контузии (1941, август) находясь на лечении в эвакогоспитале по апрель 1942 года, у него родилась идея создания пистолета-пулемета. Получив шестимесячный отпуск, побывав в Курье, на станции «Матай» изготовил пробный образец.  Затем работал в отделе изобретательства Министерства Вооруженных Сил.  В 1944 году разработал образец самозарядного карабина, основные узлы которого стали базой для создания автомата. Который был принят на вооружение в 1949 году под названием автомат Калашникова АК-47, калибра  7.62мм.  Его имя носит «Концерн «Калашников».

Скурлатов  Алексей Иванович (1922 – 2013).

Родился в селе Налобиха, Косихинского района, Алтайского края.  В 1941 году добровольцем ушел на фронт.  Участник боев под Калининым, Ржевом, Курском и Болгарской операции, где познакомился с участником Болгарского сопротивления Методи Витановым. Вместе с ним  праздновали Победу в мая 1945 года.  Вернувшись домой в 1946 году стал работать бригадиром на МТС.  В 1948 году жители Пловдива решили установить памятник советским войнам.  Методи передал фотографию Алексея болгарскому скульптору Василу Родославову.  Так кавалер двух орденов «Красной Звезды» стал прообразом знаменитого памятника «Алеши» советским войнам-освободителям.  Болгария, город Пловдив.

Лисавенко Михаил Афанасьевич (1897 – 1967).

После окончания гимназии в Красноярске в 1917 году, поступил на юридический факультет Томского университета.  В 1919 работая в Ачинском отделении коопсоюза на своем приусадебном участке начал опыты по селекции растений.  В 1929-1931 годах учился на заочном отделении Тимирязевской академии.  После участия в съезде колхозников в Москве, в 1932 году, ему предложили возглавить опорный пункт Мичуринского НИИ в Горно-Алтайске.

Созданная им плодово-ягодная станция в 1950г переместилась в Барнаул.  К 1967 году площадь насаждений превышала 600га, в год выращивалось до 2.5млн. саженцев.  Им были выведены 125 новых сортов плодовых деревьев и кустарников (яблоня, вишня, черная и красная смородина, крыжовник, малина и земляника).  Профессор (1951). Академик ВАСХНИЛ (1956). Герой Социалистического Труда.

Титов Герман Степанович. (1935 – 2000)

Космонавт № 2.  Герман Степанович родился в селе Верхнее Жилино Косихинского района Алтайского края. После окончания школы поступил в Сталинградское военное авиационное училище.  В 1960 году принят в отряд космонавтов, был дублером Юрия Гагарина.  6 – 7 августа 1961 г. совершил первый в мире длительный космический полет на корабле «Восток-2».

Продолжительностью 25 часов.  Вся дальнейшая жизнь до отставки в 1991 году была тесно связана с космонавтикой. Командир отряда космонавтов, заместитель начальника ОКБ и научно-исследовательской работе.  Герой Советского Союза.  В селе Полковниково, где учился Герман Степанович,  открыт новый современный Алтайский государственный мемориальный музей космонавтики имени Г.С. Титова.